Концерт Московского музыкального общества в доме-музее Ф.И. Шаляпина

В воскресенье 14 декабря в доме-музее Федора Ивановича Шаляпина на Садовом кольце прошёл концерт Московского музыкального общества «Шекспир в музыке», посвященный 450-летию со дня рождения Вильяма Шекспира.

Концерт вела филолог, шекспировед Елена Луценко. Автор всего проекта — Ольга Филатова.
В начале I отделения прозвучали произведения двух композиторов — современников Вильяма Шекспира. Возможно, Доуленд и Томас Морли были знакомы с Шекспиром.
Джон Доуленд (John Dowland). Отрывки из так называемых «Книг песен»:
«Come again». «Flow my tears». «Now, o Now, I Needs Must Part».
Исп. Полина Цветкова (сопрано) и Сергей Андреев (гитара)

Меланхолия — болезнь конца XVI — XVII века. «Анатомия меланхолии» — один из трактатов Дджона Бертона. Доуленд следовал этой традиции.
1590е в Англии — Елизаветинская эпоха — неоднозначность. Одна из фигур — композитор, издатель, государственный шпион Томас Морли. Он стоял у истоков национальной музыкальной традиции. Трактат «Простое и доступное введение в музыку» (в форме диалога), в котором изложены все принципы композиции и обучения пению.
Возможно, Морли и Шекспир жили на одной улице и принадлежали одному и тому же приходу святой Елены.
Томас Морли (Thomas Morley) «It was a Lover and his Lass» (звучала в 3 сцене 5 акта комедии «Как Вам это понравится»)
Исп. Полина Цветкова (сопрано) и Сергей Андреев (гитара)

Интерес к Шекспиру снова появился только в XIX веке.
Бедржих Сметана. «Макбет и ведьмы». Эскиз к сцене пьесы Шекспира «Макбет» для фортепиано (соло)
Исп. Ксения Кемова (фортепиано)

Гектор Берлиоз «Смерть Офелии».
Исп. Полина Цветкова (сопрано), Анна Трушкова (фортепиано)

С.С. Прокофьев вспоминает о 1930-х годах: «Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на «Ромео и Джульетту» Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел её нетанцевальной и нарушил договор.»
Впервые балет был поставлен в 1938 году в оперном театре в Чехословакии и состоял всего из одного действия.
В дальнейшем балет был расширен, и в премьерном спектакле роль Джульетты исполняла Уланова.
С.С. Прокофьев. Три пьесы из балета Ромео и Джульетты в переложении для фортепиано (соло). Сцена «Улица просыпается», «Джульетта девочка», «Ромео у Джульетты перед разлукой».
Исп. Елена Зорина (фортепиано)

Винченцо Беллини. Ария Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки». В основе произведения — хроника, рассказывающая о судьбе влюбленных.
Исп. Марьям Фаттахова (сопрано), Ксения Кемова (фортепиано)

С.С. Прокофьев. Три пьесы из балета «Ромео и Джульетта», переложение для скрипки и фортепиано. «Монтекки и Капулетти», «Танец антильских девушек», «Маски».
Исп. Илья Ткаченко (скрипка), Анна Трушкова (фортепиано)

Гуно. Опера «Ромео и Джульетта». Вальс Джульетты из первого действия.
Исп. Марьям Фаттахова (сопрано), Ксения Кемова (фортепиано)

Из письма Балакирева к Стасову: «Интродукция и потом нечто мистическое (предсказание Кента). Интродукция затихает. и начинается бурное аллегро. Это сам Лир, уже развенчанный, но ещё сильный лев. Эпизодами должны были служить характеры Реганы и Гонерильи и, наконец, вторая тема — Корделии, тихая и неясная. Далее, средняя часть (Буря, Лир и шут в пустыне). Затем повторение аллегро, Регана и Гонерилья окончательно забивают его, и увертюра оканчивается замиранием (Лир над трупом Корделии). Следует повторение исполнившегося предсказания Кента и затем торжественная смерть Лира».
Милий Балакирев. Увертюра к трагедии «Король Лир». Переложение для фортепиано в 4 руки.
Исп. Ольга и Ксения Кемовы (фортепиано)

Следующие концерты Московского музыкального общества:
17 декабря 2014 года, библиотека А. Лосева
15 февраля 2015 года, Голицынский кабинет храма Царевича Димитрия

Запись опубликована в рубрике Концеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>